Должно быть, путаница и недоразумения в связи с этим вопросом будут возникать и впредь. И те противоречащие друг другу чертежи и утверждения, которые приводит Кроули в «Книге Тота», ничуть не спасают положение.
В особенности озадачивают таблица XX, в которой Водолей соотносится с Императором, а Овен — со Звездой, и последний абзац раздела, посвященного Императору, в котором Кроули рассуждает о пути Императора на Древе Жизни так, словно тот занимает прежнее место, соединяя 2-ю сефиру (Хокма) с 6-й (Тиферет).
Что причиной тому — типографские ошибки или нежелание Кроули превращать какой бы то ни было из стихов «Книги Закона» в жесткую догму, — скорее всего, так и останется тайной.
Но, так или иначе, я приведу краткую сводку, от которой не отказался бы и сам в ту пору, когда только начинал изучать Таро Тота.
Возможно, она и не согласуется со всеми без исключения чертежами и утверждениями «Книги Тота», однако подвести итоги более связно я все равно не в силах.
Аркан 4 — Император
* Знак зодиака, соответствующий Императору, — Овен;
* Еврейская буква Императора —Цадди (со всеми своими символическими соответствиями);
* На Древе Жизни Император располагается на 28-м пути, соединяющем 7-ю сефиру (Нецах) с 9-й (Йесод).
Аркан 8 — Исправление
* Знак зодиака, соответствующий Исправлению, — Весы;
* Еврейская буква Исправления — Ламед (со всеми своими символическими соответствиями);
* На Древе Жизни Исправление располагается на 22-м пути, соединяющем 5-ю сефиру (Гебура) с 6-й (Тиферет).
Аркан 11 — Вожделение
* Знак зодиака, соответствующий Вожделению, — Лев;
* Еврейская буква Вожделения — Тет (со всеми своими символическими соответствиями);
* На Древе Жизни Вожделение располагается на 19-м пути, соединяющем 4-ю сефиру (Хесед) с 5-й (Гебура).
Аркан 17 — Звезда
* Знак зодиака, соответствующий Звезде, — Водолей;
* Еврейская буква Звезды — (Хе) (со всеми своими символическими соответствиями);
* На Древе Жизни Звезда располагается на 15-м пути, соединяющем 2-ю сефиру (Хокма) с 6-й (Тиферет).
Подразделение старших арканов на группыПодразделять на группы и сочетать между собой двадцать два старших аркана в целях медитации и обучения можно почти что бесконечным множеством способов.
Разумеется, самое очевидное подразделение — на три стихийных, семь планетарных и двенадцать зодиакальных арканов.
Еще один весьма популярный способ — выложить три ряда по семь карт в обычном порядке следования, а Шута поместить сверху.
Каждый из этих трех рядов будет обозначать некий аспект или качество личности или сознания.
Затем эта же схема рассматривается как семь колонок по три карты в каждой, и эти три карты оказываются связанными между собой тем или иным образом.
К примеру, первая колонка (верхняя карта — Маг, средняя — Исправление, нижняя — Дьявол) может обозначать некую космическую истину, связанную с проявленной сущностью Мага, или некий духовный урок.
Лично мне представляется, что любое распределение и любая комбинация карт имеет право на существование как упражнение для медитации.
В конце концов, старшие арканы — это универсальный алфавит образов, и какими бы способами мы ни сочетали между собой буквы этого алфавита, они непременно сложатся в то или иное слово.
В недрах «Книги Тота», в последнем абзаце раздела, посвященного Верховной Жрице, содержится важнейшее указание, связанное с тайной сущностной природы двадцати двух старших арканов:
«Следует обратить особое внимание на то, что три последовательно идущие буквы — Гимел, Далет, Хе (Ату II, III, XVII) — представляют Женский Символ (Инь) в трех формах, составляющих вместе Триединую Богиню. За этой Троицей букв непосредственно следуют три соответствующих им и дополняющих их Отца: Вав, Цадди, Йод (Ату IV, V, IX). Арканы 0 и I обоеполы. Оставшиеся четырнадцать Старших Арканов символизируют различные сочетания, функции или проявления этих Первозданных Квинтэссенций Бытия» [12].Если вас это не впечатлило, я сейчас достану свой кроулианско-английский словарь и попытаюсь перевести.
Восемь старших арканов (Дурак, Маг, Жрица, Императрица, Император, Иерофант, Отшельник и Звезда) составляют особый класс.
Они, как говорит нам Кроули, суть Первозданные Квинтэссенции Бытия.
(Давайте мы, просто забавы ради, будем называть эти восемь старших арканов первоклассными.)
Первоклассные старшие арканы подразделяются по гендерному признаку на три категории:
1.
Дурак и Маг — гермафродиты;
2.
Верховная Жрица, Императрица и Звезда представляют женский символ в трех формах;
3.
Император, Иерофант и Отшельник представляют мужской символ в трех формах.
Эти три аркана являются соответствиями и дополнениями трех предыдущих — Верховной Жрицы, Императрицы и Звезды. (Правда, Кроули не уточняет, как именно эти шесть карт распределяются по парам.)
Каждый из четырнадцати оставшихся старших арканов (давайте будем называть их второклассными) служит представителем одного или нескольких арканов первого класса и выполняет эту роль одним из трех способов:
1. Выражая характер и поведение первоклассного старшего аркана в случаях, когда тот сочетается с одним или несколькими из своих семи «коллег»;
2. Выражая функции первоклассного старшего аркана;
3. Выражая проявления первоклассного старшего аркана.
Кроули не приводит здесь никаких примеров, предоставляя нам самостоятельно развивать это положение в меру своей изобретательности.
Но даже несколько минут работы с картами по этому методу уже дают обильную пищу для размышлений.
В качестве примера (чрезвычайно наглядного) можно рассмотреть второклассный аркан «Влюбленные» как выражение характера и поведения первоклассного аркана «Императрица» в сочетании с первоклассным арканом «Император» (или, как вариант, — Верховной Жрицы с Отшельником).
Разумеется, это упражнение, как и многие другие, которые вы откроете для себя по мере изучения Таро, станет более эффективным (и более забавным), когда вы познакомитесь с картами поближе.
С моей точки зрения, самое главное — никогда не забывать о том, что ни один из старших арканов (да и вообще, ни одна из карт Таро) не обособлен от остальных. Все они тесно связаны между собой.
Старшие арканы в своей совокупности — это одна великая пьеса, состоящая из двадцати двух актов, которые могут следовать друг за другом в любом порядке и разыгрываться бесконечно многообразными способами.Примечания[1]. Книга Закона, I.57. — Примеч. автора.
[2]. Идея четырех главных добродетелей, подробно разработанная в масонстве, восходит к Платону, а основное развитие получила в христианской философии. См.
http://tarot.indeep.ru/history/four_virtues.html. — Примеч. перев.
[3]. См. Robert O’Neill. Tarot Symbolism. Lima, OH: Fairway Press, 1986, p. 293. — Примеч. автора.
[4]. Книга Закона, I.57. — Примеч. автора.
[5]. «До скорого свидания» (фр.). — Примеч. перев.
[6]. Из письма Фриды Харрис к Алистеру Кроули от 18 сентября 1939 г. — Примеч. автора.
[7]. Aleister Crowley. The Law Is for All. Scottsdale, AZ: New Falcon Publications, 1991, p. 142. — Примеч. автора.
[8]. Книга Закона, I.57. — Примеч. автора.
[9]. Книга Закона, I.57. — Примеч. автора.
[10]. Сирдар (сардар) — в Османской империи титул командующего полевой армией; в Иране, Афганистане — сановник, глава племени. — Примеч. перев.
[11]. The Book of Thoth, p. 77. — Примеч. автора.
[12]. The Book of Thoth, p. 75. — Примеч. автора.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.