15. ДЬЯВОЛ
Козерог.
Состояние сознания - реализм - использование своих возможностей, своего окружения для конкретной деятельности.
Способность удерживать долгое время концентрированное сознание на определенной цели или задаче.
Буква Айн. Иероглиф Глаз. Гнев.
Печень. Цвет индиго.
Имя Азаз, т.е. сильный, соответствует имени Иегова-Саваоф.
Оно господствует над девятым небом Луны. Разумное существо Габриель.
Число 70.XV. ДЬЯВОЛ
Эта карта соответствует букве Айн, название которой означает «глаз», а в Зодиаке - Козерогу.
В Темные Века христианства ее совершенно неправильно понимали.
Элифас Леви изучил эту карту очень глубоко, поскольку она связана с церемониальной магией, его любимым предметом, и нарисовал ее заново, отождествив с Бафометом, ослиноголовым идолом Рыцарей-Храмовников.
В то время археологические исследования еще не продвинулись очень далеко и природу Бафомета понимали недостаточно. (См. Ату 0.)
Но, по крайней мере, Леви удалось опознать в козле, изображенном на карте, бога Пана.
На Древе Жизни Ату XIII и XV расположены симметрично; они ведут от Тифарет, человеческого сознания, к сферам, в которых развиваются Мысль (с одной стороны) и Блаженство (с другой). Между ними находится Ату XIV, который ведет к сфере, где формулируется Существование.
Таким образом, эти три карты можно суммировать как иероглиф процессов проявления идеи как формы.
Карта XV представляет созидательную энергию в ее наиболее материальной форме; в Зодиаке Козерог занимает Зенит.
Это самый высокий из знаков: козел, прыгающий с вожделением на земные вершины.
Знак управляется Сатурном, отвечающим за самость и вечность, экзальтирован же в нем Марс, демонстрирующий в лучшем виде огненную, материальную энергию творения.
Карта представляет Пана Пангенетора, Всезачинающего.
Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы, ибо Солнце, входя в этот знак, поворачивает к Северу.
Корни Древа сделаны прозрачными, чтобы было видно, как скачет внутри сок; перед Древом стоит гималайский козел с глазом во лбу, представляющий бога Пана на высочайших и самых тайных горах Земли.
Его созидательная энергия скрыта из виду символом Жезла Старшего Адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями-близнецами Гора и Осириса.
«Услышь меня, Владыка Звезд,
Ибо тебе поклонялся я всегда
Пятнами, печалями и шрамами,
Радостными, радостными усилиями.
Услышь меня, о лилейно-белый козел,
Ломкий, как чаща шипов,
С златым воротником на горле,
С алым луком рогов.»
Знак Козерога груб, резок, темен, даже слеп; творческий импульс не принимает в расчет резонов, обычаев или предвидений.
Он божественно беспринципен и возвышенно беззаботен по поводу результата.
«У тебя нет иного права, кроме как творить свою волю. Делай так, и никто другой не скажет "нет". Ибо чистая воля, не смягченная умыслом, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях» (АЬ, I. 42 - 44).
Далее следует отметить, что ствол Древа пронзает небеса; в самом верху показано кольцо тела Нуит.
А древко Жезла опускается вниз, прямо к центру Земли.
«Если поднимаю голову мою, я и моя Нуит - одно. Если опускаю голову мою и выплевываю яд, тогда восторг Земли, тогда я и Земля - одно» (АЬ, II. 26).
Итак, формула этой карты - совершенное уважение ко всему живому.
Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному.
Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было.
Он превосходит все ограничения; он - Пан; он - Всё.
.
Очень важно отметить некоторые другие соответствия.
В еврейском алфавите есть три полугласных буквы: Алеф, Йод и Айн, и из них состоит тайное имя Бога - ИАО.
Соответствующие три Ату - IX, 0 и XV - таким образом, предлагают тройственное объяснение мужской созидательной энергии, но последняя карта особенно изображает мужскую энергию в ее самой мужской форме.
Сатурн, ее управитель, - это Сет, ослиноголовый бог египетских пустынь; бог юга. Его имя родственно всем именам богов, содержащих те же согласные. Это, например, Шайтан, или" Сатана (см. «Магию»). В его символизме особенно важна среда - бесплодные места, особенно возвышенности. Точную параллель составляет культ гор. Ветхий Завет полон нападок на царей, совершавших поклонение на «высоких холмах»118; и это при том, что сам Сион был горой! Такое ощущение местности сохранялось до времен ведьмовских шабашей, которые проводились по возможности на отдаленных горах, если же таковых не было - то хотя бы в диком месте, не оскверненном хитростью человеческой.
Заметьте, что Шаббатай, «сфера Сатурна», и есть шабаша.
Исторически враждебность к ведьмам восходит к страху перед евреями, чьи ритуалы, вытесненные христианскими формами Магии, стали восприниматься как таинственные и ужасные. Панически предполагалось, что евреи крали христианских детей, приносили их в жертву и ели. Это верование сохраняется и по сей день.
В каждом символе этой карты - намек на самое высокое и самое отдаленное. Даже рога козла имеют спиральную форму, изображая движение ^всепроникающей энергии. Зороастр определяет Бога как «обладающего спиральной силой». Сравните с этим более поздние, пусть даже и менее глубокие писания Эйнштейна*.
* Сравните Сатурн на одном конце цепи Семи Священных Странников с Луной на другом: старик и девушка; см. «Формулу Тетраграмматона».
Они связаны так сильно, как никакие другие две планеты, поскольку 3 = 9, и каждый содержит в себе крайности своей собственной идеи.