Можно сколь угодно долго спорить о возможности предсказаний как таковых или о формировании будущего внушенным предсказанием, о детерминированности будущего или о свободе воли, но, пожалуй, бесспорным остается факт, что человек, приходящий на консультацию к предсказателю, прежде всего нуждается именно в психологической помощи.
Что побуждает человека обратиться за помощью к специалисту "предсказательного цеха"? Это, прежде всего, неуверенность в собственных силах, настороженное ожидание завтрашнего дня. И мы должны помнить, что, кроме мастерства предсказателя, от нас еще ждут и сочувствия, доброжелательности, умения выслушать и принять со всеми недостатками. Если человек почувствует, что ему сострадают, не осуждают за неверные поступки, то он откроется. С этого момента начинается созидательная работа. Ее задача — внушить оптимизм, желание жить и улучшать себя и мир вокруг, идти по пути духовного роста. Вот как в идеале выглядит психологический аспект нашей работы. Поэтому кроме профессионального владения техниками предсказания, хороший специалист должен владеть психологическими приемами консультирования, хорошо понимать душевное (психологическое) состояние обратившегося за помощью человека и уметь оказать первую неотложную психологическую помощь.
В своем докладе я постараюсь конспективно осветить некоторые основные психологические приемы и положения, активно используемые в современной практической психологии и которые могут быть очень полезны в нашей работе.
Начать нужно с собственного психологического здоровья. Здесь в полный рост встает проблема профессиональной пригодности. Психически нездоровый человек не может оказывать помощь, он только навредит. И примеров тому, к сожалению, очень много. Уже неоднократно поднимался вопрос о серьезной сертификации специалистов. Я считаю, что наряду с проверкой профессиональных знаний, необходимо и психологическое тестирование на готовность работать с людьми, на эмоциональную уравновешенность, фрустрационную толерантность и т.п.
В современной психологии уделяется большое внимание поддержанию у практикующих специалистов психологического здоровья. Психотерапевты, например, в обязательном порядке периодически проходят сеансы у своих коллег. Сейчас активно обсуждается вопрос о необходимости создания собственной ассоциации. Я считаю, что если создавать подобную организацию, то одна из задач ее должна быть организация подобных взаимных консультаций. Я думаю, что практически у каждого периодически возникают проблемы или вопросы по которым есть желание посоветоваться с коллегой, получить новый взгляд на проблему. В какой-то мере организация виртуального ТАРО-Клуба в интернете преследовала и эту задачу — дать возможность разделенным расстояниями людям оперативно обсудить свои проблемы, спросить мнение сразу у большого количества коллег, обсудить проблему, как говорится, всем миром. И когда я провожу индивидуальное обучение, я стараюсь провести хотя бы одно групповое занятие, чтобы познакомить своих учеников, чтобы у них было с кем обсудить возникающие вопросы, поделиться идеями или опасениями, да и вообще пообщаться с близкими по духу людьми. Это занятие я посвящаю обсуждению вопросов консультирования. На нем, конечно же, обязательно прорабатываем этические нормы, проводим своеобразные тренинги взаимного консультирования. Практикующему предсказателю обязательно надо иногда проходить и консультирование, чтобы разобраться в собственных проблемах и, тем самым, избежать переноса своих проблем на клиентов.
Консультация астролога или любого другого предсказателя — это не просто сообщение информации клиенту о предстоящих событиях. Это еще и глубокая психотерапевтическая работа. Кроме того, любой представитель оккультных наук в человеческом подсознании наделяется сверхспособностями "все видеть и все знать". Приходя на консультацию к предсказателю, человек духовно "раздевается", оставляя свое подсознание совершенно беззащитным перед воздействием негативной информации. Давая прогноз, необходимо тщательно взвешивать каждое слово. Необходимо постоянно помнить об оказываемом нам доверии, о высокой ответственности и не закладывать в подсознание негативной информации.
Теперь поговорим о том, какую позицию может занимать консультант, какой стиль общения он может выбрать — ведь от правильного выбора стиля общения будет зависеть и качество этого общения, и, следовательно, и эффективность всей консультации. Конечно же, нет готовых рецептов на каждый случай, этот выбор должен осуществляться спонтанно, в зависимости от конкретного человека и конкретной проблемы. Но для того, что бы иметь свободу выбора, надо уметь пользоваться разными стилями. Вот их краткий перечень.
1. Нулевая — отсутствие видимых реакций. Открытая поза, зрительный контакт. Цель — клиент может определить свои области ощущения неуверенности. Если не перебивать и не подсказывать, через 1-2 мин. говорящий сам приходит к нужной формулировке. Происходит самораскрытие. Это достаточно жесткий метод. Способствует также снятию "лапши", предотвращает втягивание в психологические игры на которых сейчас я не буду останавливаться, они замечательно описаны у Э.Берна.
2. Восприятия интенсивности — "Оставь разум и обратись к своим чувствам". Сосредоточенность на телесных реакциях и внутренних переживаниях. Дает глубокий энергетический контакт и проникновение в проблему. В ходе консультации определяется самая эмоционально значимая тема (а это может отличаться от той проблемы, с которой обратился человек) и с ней идет глубокая работа.
3. Отражающая — не погружаясь глубоко, идти на поводу у возникающих у клиента вопросов. С каким вопросом пришел — на тот и получил ответ, ни шага в сторону.
4. Сознательная или рациональная — работа на ментальном уровне. Убеждение через логическое обоснование. Необходимо внимательно выслушать клиента, найти противоречия в его позициях, желаниях, суждениях, сконцентрироваться на этих противоречиях.
5. Ответственности — обращение внимания на личный вклад клиента в развитие событий. При этой позиции важно изменить локус контроля. Уйти от позиции "со мной происходит" на "я формирую".
После того, как выбран стиль, надо решить, на каком уровне будет идти работа. Работа может проходить на следующих уровнях:
1. Уровень бессознательного. Ролевая позиция консультанта — интерпретатор, монополист знания. "Мне открыты сокровенные знания, и я знаю, что делать". Повод — субъективное непонимание клиентом причин и следствий, духовная незрелость человека. Этот уровень особенно необходим при истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний.
2. Уровень переживаний, эмоций. Основной метод — эмпатия. Важно уловить главное переживание, назвать его и работать с ним. Это дает возможность отойти от внешних проявлений проблемы на внутренние состояния. Номинация переживания позволяет признать его значимость и право его испытывать, снимает чувство вины и комплекс неполноценности.
3. Уровень сознания. Рациональное убеждение формирует новый образ ситуации. Задача — исключить аффективные искания, преодолеть иррациональные убеждения. Используются конструктивные силы рассудка.
4. Уровень рефлексии. Это самый сложный уровень. Вы подводите клиента к вопросу о жизненном предназначении, о его "миссии". Решаете, как наилучшим образом реализовать заложенные способности, как полнее раскрыть все самое лучшее.
Теперь надо остановиться на том, что может мешать эффективной работе. У психологов эти реакции принято называть невротическими защитами.
1. Слияние (конфлюэнция) — человек растворяется в окружающем, утрачиваются границы "Я", не различает что чувствует сам, а что другие (толпа или на уровне диады — симбиоз). Решающее значение имеет общественное мнение, сложившиеся традиции. Действует по принципу "так принято",
2. Интроекция — усвоение чужого мнения без адаптации. Это может быть приверженность каким-либо учениям или авторитетам.
3. Проекция — приписывание своих вытесняемых потребностей внешнему миру. "Разве можно сейчас верить людям, так и норовят обмануть".
4. Ретрофлексия (обращение на себя) — все действие переходит во внутрь себя. Претензии и обвинения только себе. Самоуничижение. Обращение агресси на себя. Делает себе то, что хотел бы сделать другим. Позитивная ретрофлексия — любовь к себе. Причиной ретрофлексии является страх.
5. Дефлексия — избегание контактов с собственными переживаниями, стремление действовать не задумываясь, автоматически. В острой форме — прерывание контакта с собой, отказ от любых чувств.
Я считаю, что мой доклад будет не полным, если я не затрону такой щекотливой, но вместе с тем и очень значимой темы, как оплата нашего труда. По этому поводу есть очень разные мнения.
1. Первый подход назовем романтическим. Есть люди, которые считают, что они являются лишь проводниками божественного откровения или особого сакрального знания и считают неэтичным называть фиксированную оплату. Ссылаясь также на народный опыт, они отвечают клиенту на вопрос о деньгах: "Сколько оставишь". Да, это очень возвышенно, тем самым они создают себе еще и дополнительный ореол тайны, но у этого подхода есть много подводных камней. Во-первых сам предсказатель может остаться недовольным суммой (даже если сознательно он будет убеждать себя, что так надо, в подсознании все равно может остаться неудовлетворенность и обида). Неудовлетворенность может отрицательно сказаться и на последующих взаимоотношениях с этим клиентом, и на энергетическом, астральном плане. Во-вторых, как показывает практика, такая постановка вопроса обескураживает наших современных соотечественников. Они ощущают неловкость, некоторые могут подозревать какой-то подвох. Да и вообще, далеко не каждый человек может адекватно оценить проделанный Вами объем работы, затраченные силы и годы обучения.
2. Второй подход я бы назвала альтруистическим. Его приверженцы считают, что в стране очень тяжелое положение, люди испытывают нужду, а наши консультации им крайне необходимы. Поэтому они называют очень низкую, чисто символическую цену. Минусы этого подхода понятны. Это, во-первых, жалкое существование и тяжелый изнуряющий труд самого предсказателя (если же, конечно, у него нет другого источника дохода или богатого спонсора), и, во-вторых, формирование несерьезного отношения к прогнозу у клиента. Что легко досталось, то не ценится. В моей практике было достаточно много случаев, когда я работала с человеком бесплатно или за чисто символическую оплату. Чаще всего это были хорошие знакомые или их родственники. Я могу точно сказать, что более 90% из этих консультаций прошли впустую. Человек не сделал никаких выводов, не учел рекомендации, повторно за консультацией не обращались. Я не понимала почему, пока однажды сама не оказалась в подобной ситуации. Однажды мне родственники порекомендовали одного хорошего врача, который в силу хороших отношений с моими родственниками не взял денег за свою работу со мной. После этого у меня остался осадок неудовлетворенности, я не захотела повторно обратиться за помощью, так как меня не покидало чувство, что я обязана этому человеку. А это очень неприятно. Если человек что-то взял, то он должен и что-то отдать для того, чтобы сохранить энергетическое равновесие. Заранее соглашусь с возможными возражениями, что действительно бывают случаи, когда человек в силу сложных обстоятельств действительно не может заплатить, а помощь ему крайне нужна. В этом случае я предлагаю обмен услугами. Ведь любой человек что-то умеет делать. Я трачу время на составление прогноза для него, и он может потратить свое время, чтобы что-то сделать для меня.
3. Третий подход можно назвать формальным. В нем устанавливается жесткий прейскурант услуг. Как в ресторане, клиент читает "меню" и выбирает "блюда" в зависимости от своего аппетита и возможностей кошелька. Привязка цены может идти или к минутам консультации или к конкретным услугам и вопросам клиента. С одной стороны такой подход удобен — ведь все заранее расписано, заранее оговорено. Но минусы заключаются в том, что может потеряться спонтанность консультации. Ведь очень часто бывает так, что клиент декларирует одну проблему, а в ходе работы выясняется, что его проблема заключается совсем в другом и работу надо строить совсем по-другому. К тому же добавляется внутреннее напряжение если человек вынужден все время смотреть на часы или думать, хватит ли денег на возникший вопрос.
4. Четвертый подход условно назовем "высокая планка". Стоящие на этом подходе считают, что предсказательные услуги должны стоить очень дорого, только тогда от них будет толк и назначают максимально возможную цену. "Пусть у меня будет один клиент за год, но который даст мне возможность прожить этот год безбедно, не задумываясь о хлебе насущном. Тогда я смогу заняться другими делами: духовными практиками, повышением собственной квалификации, учебой и т.п." Конечно же, и такой подход имеет право на существование, но в нем очень сложно добиться сохранения энергетического равновесия, не говоря уже о том, что такого клиента можно просто не найти.
Мне кажется, что истина, как обычно, находится где-то посередине. Для себя я выработала следующий подход. Когда человек обращается ко мне впервые и у нас с ним по телефону идет предварительный разговор, он мне сказал в самых общих чертах, что он хочет получить, я ориентирую его на то, что наша встреча, в зависимости от объема работы, будет стоить в таких-то пределах (указываю нижнюю и верхнюю границы). Эта сумма должна быть достаточно большой, но не запредельной. Для ее определении желательно иметь представление о средней стоимости подобных услуг. При этом я оговариваю, что обычно моя работа длится от одного до двух часов. Тем самым я стараюсь оградить себя от "засиживающихся" клиентов. Во время консультации у меня складывается ощущение сколько можно и сколько нужно взять с человека. Перед началом консультации я стараюсь хотя бы формально очертить круг вопросов, который мы будем рассматривать, чтобы наш разговор не длился бесконечно долго. Практика показывает, что максимально эффективная работа длится час. После этого способность воспринимать информацию у клиента начинает резко снижаться, и по прошествии двух часов напряженной работы необходим отдых и мне и клиенту. Если же он продолжает задавать мне вопросы, то я останавливаю его приблизительно такой фразой: "Мы с Вами провели сегодня очень плодотворную работу, составили такой-то прогноз, ответили на такие-то вопросы, разобрали в таких-то проблемах. Я понимаю, что Вы хотите узнать больше, уточнить некоторые детали и т.п., эти вопросы могут стать темой для нашей следующей встречи."
Несколько слов надо уделить и "методам защиты". Под "методами защиты" я понимаю некоторые действия, которые помогают после консультации отойти от проблем клиента, разорвать возникшую за время консультирования связь.
Практически у каждого практикующего предсказателя существуют свои энергетические ритуалы очищения, которые помогают подсознанию освободиться от установившейся связи. В них обычно активно используется вода (как универсальный растворитель) и огонь (как сжигание, уничтожение). Мне бы хотелось рассказать о психологических методах.
1. Отказ от отождествления своих проблем с проблемами клиента. Важно четко разграничивать сферы ответственности и не брать на себя лишнего.
2. Самонаблюдение. Запись консультации, прогноза, своих соображений, чувств. Предание мыслей бумаге освобождает, снимает их эмоциональную значимость.
3. В сложных случаях обращаться к "супервизору" — коллеге, который может выслушать и дать совет.
А. А. Котельникова, Доклад на IV Международной конференции "Уран в Водолее" (24-26.09.99, г.Москва)